Афиша

10 золотых метров: крутые отечественные фильмы последних лет

Опубликовано 27 августа 2016 в 20:00
0 0 0 0 0

27 августа россияне отметили День российского кино в Год российского кино. Что и скрывать, в России сейчас хороших фильмов снимают все меньше. Все чаще бесконечные «мыльные оперы» про незасыхающий типаж «Золушек из глубинки», которые крутят и крутят в прайм-тайм по всем каналам. А в кинотеатрах — сплошные проплаченные новеллы про тех, кому сейчас на Руси жить хорошо.

С настоящим кино стало туго, но все же были за последние 15 лет отечественные ленты, которые хорошенько потрясли не только нашу страну, но и заграничных кинокритиков. Мы подобрали для вас 10 самых неоднозначных фильмов от именитых российских режиссеров, которые собрали и престижные награды, и ядовитые отзывы. Смотрите, у нас все еще тоже снимают хорошее кино.

Дневник его жены (2000)

Портрет великого Бунина в интерьере Граса (это такая провинция во Франции, Прованс рядом). Там нобелевский лауреат жил вместе с семьей, когда уехал в иммиграцию. С ним жила жена Вера Николаевна и любовница Галина Николаевна — молодая поэтесса Плотникова (на самом деле она была Кузнецовой), которую гений учил писать. Потом в жизни главных героев появляется оперная певица Марга Ковтун (на самом деле она была Маргаритой Степун) и писатель Леонид Гуров, которые остались с ними жить. В итоге все было так, как сказала Вера Николаевна Лене «Вы любите меня, я люблю его, он любит Галю, а Галя любит Маргу…. Просто какая-то опера!».

Да, все на самом деле было сильно запутанно в этом любовном многоугольнике. Сценарий написала Дуня Смирнова специально для своего отца Андрея Смирнова, и с ролью он справился просто гениально. Компанию ему составили гениальная Галина Тютина в роли Веры, Ольга Будина была за Галю, Евгений Миронов за Леню, а Елена Морозова за Маргу. А роль Граса «играет» Крым. Ну и в режиссерах сам Алексей Учитель. Как с таким составом могло не получиться? И получилось.

Кино просто потрясает — просто, откровенно и по-настоящему живо. Фильм собрал кучу статуэток «Ника» и получил гран-при «Кинотавр». Кстати, фильм основан на реальных событиях, если точнее — то на произведении «Грааский дневник» Галины Кузнецовой. В разгар Второй Мировой они с Марго уехали в Штаты, а позже в Германию, где Галя стала известной журналисткой, а Маргарита продолжала петь. Разумеется, 18+ — ничего такого, кроме гомосексуальной пары. И правда жизни, что страшнее в разы.

Груз 200 (2007)

Страшное (действительно страшное) кино про закат советской эпохи от Алексея Балабанова. Фильм вышел в прокат с пометкой «Основано на реальных событиях» и со слоганом «Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова». Скромно и со вкусом. В центре сюжета — профессор научного атеизма Артем Казаков, его брат военком Михаил, молодежь и аукающийся «грузами 200» Афганистан, где война зачем-то все еще идет.

На дворе 1984 год, кстати. Еще на дворе полная потерянность, намечающаяся разруха и бездуховность. Подступают «лихие 90-е», но уже сейчас полно милицейского произвола, коверканья жизней от всесильных властителей и полная, тотальная даже, без-ду-хов-ность. Когда все главные герои утратили вектор. Один видит счастье в деньгах, другой — в коммунизме, третий — в боге, четвертая смотрит телевизор и пьет водку, не замечая вокруг себя ничего, даже убийство горячо любимого сына.

Фильм запретили к показу на Венецианском и Каннском фестивалях, его не рекомендовали к показу на большинстве отечественных телеканалов. А через несколько дней после выхода в прокат его сняли и с большинства кинотеатров. Кино сильное, настолько, что после его просмотра становится как-то не по себе, и это мягко говоря. От съемок в картине, кстати, отказались Андрей Миронов, Сергей Маковецкий и даже любимец Балабанова Кирилл Пирогов. Но в итоге кино получило и приз от «Кинотавра» и от Роттердамского кинофестиваля. Официально картину можно смотреть аудитории 18+, но можно поставить все 30+, да и то, если не боитесь.

Стиляги ( 2008)

Главный российский мюзикл последних лет от Валерия Тодоровского. «Сегодня он играет джаз, а завтра — Родину продаст» — так когда-то говорили про главных героев картины. Они живут в СССР, где пару лет назад умер Сталин, а называют себя на американский манер, и они фанатеют от запада, от музыки, от образа мыслей. И, само собой, от одежды и «луков», как сказали бы сейчас. У них на уме только Престли, буги-вуги, и никакой советской романтики.

Как все юные и зеленые представители любой субкультуры они свято врет в то, что избранные и не такие как все. Непосвященные вызывают лишь раздражения, они не такие яркие потому что. В фильме много музыки, но понравится он не всем, но стильным чувакам и чувихам — должен. Только — 12+. В ролях Оксана Акиньшина, Сергей Гармаш, Евгения Брик. «Ники» и премии «Кинотавра» тоже в изобилии.

Все умрут, а я останусь ( 2008)

Жизнь никогда не бывает легкой, особенно когда тебе четырнадцать лет. Но некоторым подросткам приходится иметь дело не только со своими внутренними переживаниями и комплексами и юношеским максимализмом, но и с жестокой окружающей действительностью. Лента скандальной Валерии Гай Германики рассказывает о том, как три девятиклассницы Катя, Вика и Жанна пытаются сделать все, чтобы попасть на школьную дискотеку. Они договариваются с родителями и учителями, выясняют отношения друг с другом, но для девчонок эта дискотека — как первый бал. Ведь там будут парни и выпивка, а главное- возможность почувствовать себя взрослой, личностью. Только на этом «первом балу» будут выпивка и совсем не мальчики-кадеты. Фильм про то, что было с каждым из нас — про взросление. И Гай Германика, которая сама еще молода, может рассказать об этом с документальной точностью. В ролях Полина Филоненко, Ольга Шувалова и Агния Кузнецова. Ограничение 16+. И да, очень интересный постер к фильму, говорящий. И специальный приз Каннского фестиваля.

Бумажный солдат ( 2008)

Фильм Алексея Германа-младшего про маленького человека и большой Космос. Про космос как предчувствие. События фильма разворачиваются в 1961 году на Байконуре. Лента рассказывает о шести неделях жизни врача Даниила Покровского, который готовит отряды космонавтов к выходу в космос, разрываясь от страха за этих героических людей и любви и жалости к двум близким ему женщинам — жене и любовнице.

Практически на протяжении всего фильма перед глазами предстает широкое и гулкое пустое пространство, очень неуютное и необжитое. Необъяснимое, душное предчувствие висит в воздухе. Маета главного героя, доктора Покровского, только усиливает чувство тревоги. «Почему человек никому не интересен? Почему только идеи, идеи, идеи?»

Один солдат на свете жил,
красивый и отважный,
но он игрушкой детской был:
ведь был солдат бумажный

В главной роли — Чулпан Хаматова. «Серебряный лев» от Венецианского фестиваля. Ограничение 16+.

Остров (2006)

Кино про преступление и наказание, которое устроил себе сам кающийся преступник. А еще про прощение и отпущение грехов. Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство — расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в монастыре на острове, ему удается выжить.

Проходят годы. Старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, а «мира нет в душе». Только он не знает, что еще ему пошлет жизнь и Господь. На главную роль Павел Лунгин пригласил, прямо скажем, не святого -старого рокера Петра Мамонова. В компанию к нему Виктора Сухорукова и Дмитрия Дюжева. 16+.

Географ глобус пропил (2013)

Фильм Александра Велединского по одноименному роману Алексея Иванова. В главной роли Константин Хабенский. Про что фильм? А тоже про бытовуху «маленького человека». На этот раз учителя географии Виктора Служкина, который вообще-то биолог, но денег не было совсем, и от безденежья работает там, куда позвали.

Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет десятиклассников в поход — сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет. И пьет. Хотя на самом деле фильм не про все эти мелочи жизни, а про свободу. 18+.

Двенадцать (2007)

История о 12-ти присяжных, обсуждающих, виновен ли 18-летний юноша, обвиняемый в убийстве своего отчима — офицера Российской армии, воевавшего в Чечне.

Все улики свидетельствуют против обвиняемого, и одиннадцать из двенадцати человек, собравшихся в школьном спортзале, готовы осудить юношу. Но один из присяжных уверен, что все не так однозначно, как кажется на первый взгляд, и предлагает коллегам более вдумчиво рассмотреть дело. Но в результате получается групповая психотерапия со флэшбэками. Ремейк классического кино «Двенадцать разгневанных мужчин» от Никиты Михалкова. В ролях только звезды типа Гафта, Петренко, Маковецкого, Гармаша, Ефремова, Горбунова, Стоянова и самого Никиты Сергеевича. Кстати, его роль изначально предназначалась Олегу Меньшикову, но вечный любимец Михалкова отказался от роли, не согласившись » с трактовкой образа». 18+ и «Специальный лев» Венецианского фестиваля.

Как я провел этим летом ( 2010)

Сочинение на тему «Что такое жизнь?» изложил Алексей Попогребский. И сделал он это сурово. Начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел — одни на острове в Северном ледовитом океане. Подходит к концу их вахта. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. Окончится летняя практика Павла, а он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье.

Единственный канал общения с миром — неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придет теплоход и тогда все разрешится само собой. Но на Крайнем Севере возможно всё. И иногда приходится выбирать между своей жизнью и жизнью другого… 18+. И «медведь» от Берлинского кинофестиваля.

Левиафан (2014)

Классическая история про борьбу «маленького человека» с большой и отлаженной системой от сибирского режиссера Андрея Звягинцева, который как никто другой умеет снимать отечественную глубинку. Автослесарь Николай Сергеев живет со своей второй женой Лилией и сыном от первого брака в маленьком северном городке на берегу моря. Нечистый на руку мэр города Шевелят пытается изъять его дом и землю для собственных нужд. После двух проигранных судов Николай обращается за помощью к своему старому другу Дмитрию, успешному столичному адвокату. Но приезд московского гостя лишь усложняет и без того непростую жизнь Николая, которая в итоге скатится в тартарары. Это просто кино про каждого из нас, а идеей Звягинцев загорелся после дикого случая в Штатах: такой же «маленький человек», но американец, которого тоже грозили лишить дома и земли, сел на погрузчик и закатал в асфальт бизнес своих обидчиков, после чего застрелился. В ролях Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков. 18+. И «Золотой глобус» за «Лучший ильм на иностранном языке». Звягинцева, кстати, за эту картину в очередной раз обозвали русофобом.

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook